«Я всегда пытаюсь перевернуть вещи с ног на голову:
а вдруг так они будут выглядеть лучше?
- любил поговаривать Тибор
Калман»
Итак,
друзья, «Переворот. Проверенная методика захвата рынка» - так называется
свежепрочитанная книжка авторства Люка
Уильямса, изданная совсем недавно МИФом. Прочиталась быстро – за пару дней, поэтому сегодня
делюсь впечатлениями и полезностями
найденными там: )
Двигаемся
по пунктам:
1.
Конечно, очень понравилась мантра книги «Думай так, как не думает никто, действуй
так, как не действует никто». И мысль про разрушение бизнес-привычки - «найди проблему – предложи решение»,
смещение фокуса внимания к «рынку, на который никто не обращает внимания».
«… вместо поиска серьезных проблем стоит обратить
внимание на более мелкие – «незначительные моменты напряжения»; они настолько
не значительны, что их даже проблемой не считают. К сожалению, такие моменты
зачастую бывает непросто выявить: на них не обращают внимания. Они не заявляют
о себе, как «реальные» проблемы. Это просто обычные неудобства, с которыми люди
привыкли мириться»
«Раскройте глаза – и вы увидите, сколько
обходных путей нашли люди, чтобы обойти привычные неудобства (например,
придумали записки-липучки, которые цепляют на экран компьютера)»
Вот
так автор убеждает, что наиболее
яркие «прорывные идеи» можно
сформулировать благодаря вниманию к «микро-неудобствам», «моментам напряжения», которые стали столь привычными, что мы почти перестали их
замечать. И совершенно напрасно, ведь именно здесь может находится
настоящий клондайк для новых бизнес-идей и открытий. То, что самое время «увидеть по-новому» и «поломать» в порыве
«творческого разрушения».
«То, что не поломано, в починке не
нуждается» , - это враг прорывного решения. Намного эффективнее поискать рынок,
который не обязательно будет проблемным, но на который никто не обращает
внимания. Другими словами, подумайте, что в вашей отрасли игнорируется,
постарайтесь заметить незаметное и тогда принимайтесь за то, что еще не поломано.
И начинайте методически ломать…»
«Покупая носки, мы ожидаем, что они будут
продаваться парами и сочетаться. О таких вещах мы даже не задумываемся, потому
что «так было всегда»
«А что если бы носки продавались по три
штуки, да еще и не сочетались? Ответ: Little Miss Matched»
В
общем, друзья, охотимся на невидимые
«стереотипы», подвергаем их сомнению,
«переворачиваем», «встряхиваем существующий порядок и будет нам
бизнес-счастье : )
2.
Не менее важными словами в книге являются
«проникновение в суть», «выгода», «пробел»,
«парадоксальные формулировки». И как бы так сказать покороче и обо всем сразу,
не исказив авторскую задумку? Пожалуй, попробую,
как-нибудь конспективненько …
«Для настоящего проникновения в суть (а я
вас этому обязательно научу) необходимо погрузится в мир ваших клиентов и
постараться взглянуть на ситуацию их глазами. Нужно наблюдать, а не убеждать»
«… очень важно погрузиться в мир
потребителей, постараться взглянуть на мир с их позиции…»
«... очень важно понимать и участников
рынка, и среду, для которой вы готовите провокацию…»
«Помните: гипотезы – основа наблюдений.
Наблюдения – основа проникновения в суть. Проникновение в суть – основа
рыночной возможности. Рыночная возможность – основа идеи»
«Проникновение в суть должно производить
впечатление. Парадоксальные формулировки (с использование «но» и «тогда как»)
помогут привлечь внимание к пробелам, которые вы обнаружили»
«Вывод должен подтверждать, что гипотеза
может принести людям выгоду»
«Хочу вас предостеречь: не пытайтесь выбрать
наиболее практичные идеи – ищите самые прорывные»
Думаю,
что вы уже догадались, что за всеми этими цитатами скрывается определенный disrupt-алгоритм. Какой именно? Это в книге.
3.
Привыкли к тому, что исследования – это долго,
нудно и много-много цифр? Отвыкайте.
Настало время экспресс-живых-исследований
с быстрым погружением в тему, среду и общение с будущим пользователем.
4.
Хороша идея «смешивания компонентов», а также то, что
«смешивание» может быть многогранным и
разносторонним. Продукт, сервис и
информация могут быть единым целым, а не набором отдельностей. Одно решение
может быть выгодно сразу всем – и партнерам, и покупателям, и пользователям.
5.
И вновь, полезное о прототипировании:
- прототипирование
– это процесс общения, своего рода
диалог
«…ценность прототипов не столько в самих
моделях, сколько в тех действиях (разговорах, спорах, сотрудничистве), которые
они порождают…»
«…людям легче выразить свои желания,
реагируя на прототип…»
«Прототипы создают «общее пространство», где
происходит процесс обмена информацией между двумя сторонами»
- важно
помнить, что прототипирование – это процесс внесения изменений, поэтому первые
прототипы должны буквально провоцировать
на улучшения
«Именно прототипы с низкой точностью
воспроизведения вызывают желание поучаствовать в их доработке»
«…чем лучше материал прототипа, внешний вид
и ощущение, тем меньше он вызывает желания подумать, как его можно доработать»
- говоря
«прототип» мы всегда помним, что на самом деле это «прототипы» и идея должна
быть представлена в нескольких вариантах, ведь прототипирование – это
исследование
- автор
предлагает свой 3х этапный «рецепт прототипирования» : раскадровка + модель +
фото и видео
6.
Очень правильный призыв при создании новизны уделять
внимание конкретным, узким группам пользователей как на ранних
стадиях разработки продукта (например, при проектировании пульта имеет смысл
обратиться к опыту слепых), так и при выводе его на рынок (сначала нужно
завоевать узкий круг «трендсеттеров» –
наиболее смелых «экстремальных клиентов», которые могут в перспективе стать
примером для более широкой группы потребителей).
«Только массовые рынки огромны, а прорывные
решения никогда не оказываются сразу на массовом рынке»
7.
Мудро звучал совет по маскировке оригинальности во время
презентации и «продажи» идеи инвесторам. Да, у неожиданных
идей мало конкурентов, а у революционных их вообще нет. Но важно помнить закон – стереотипы сильны и все по-настоящему новое сначала вызывает сопротивление. А наличие
конкуренции для людей, думающих про деньги – это «положительный сигнал»,
успокаивающая информация о том что «вопросом интересуются и другие». Как это ни
забавно звучит, но…
«Нет лучшего способа похоронить прорывную
презентацию, чем заявить, что вы единственные на Эвересте и никому за вами не
угнаться»
8.
Ну и, конечно, нельзя обойти внимание «высокое».
Точнее, «высокие мотивы» или «этос» -
суть «послания миру». Ведь у того, что вы делаете есть более высокие цели,
важный смысл. Во всяком случае, очень хочется в это верить.
Ну а
вообще, друзья, помните, плиз – все, что здесь написано не более чем ИМХО, поэтому
читайте книжку сами, делайте собственные выводы и дерзайте – крутите, вертите,
ведите себя перпендикулярно устоям и переворачивайте эту жизнь : )
«Революция в самом разгаре. Вокруг нас полно
всего, что можно увидеть по-новому, так что сейчас самое время подумать, как
построить (или перестроить) и бизнес, и общество, и собственную жизнь, привнеся
в них новые ценности.
Радуйтесь новым возможностям!»