17 октября 2012 г.

Disrupt ! или tpursiD ?


«Я всегда пытаюсь перевернуть вещи с ног на голову:
а вдруг так они будут выглядеть лучше?
 - любил поговаривать Тибор Калман»


Итак, друзья, «Переворот. Проверенная методика захвата рынка» - так называется свежепрочитанная книжка авторства  Люка Уильямса, изданная совсем недавно МИФом.  Прочиталась быстро – за пару дней, поэтому сегодня делюсь впечатлениями и полезностями  найденными там: )


Двигаемся по пунктам:

1.     Конечно, очень понравилась мантра книги «Думай так, как не думает никто, действуй так, как не действует никто». И мысль про разрушение бизнес-привычки  - «найди проблему – предложи решение», смещение фокуса внимания к «рынку, на который никто не обращает внимания».

«… вместо поиска серьезных проблем стоит обратить внимание на более мелкие – «незначительные моменты напряжения»; они настолько не значительны, что их даже проблемой не считают. К сожалению, такие моменты зачастую бывает непросто выявить: на них не обращают внимания. Они не заявляют о себе, как «реальные» проблемы. Это просто обычные неудобства, с которыми люди привыкли мириться»

«Раскройте глаза – и вы увидите, сколько обходных путей нашли люди, чтобы обойти привычные неудобства (например, придумали записки-липучки, которые цепляют на экран компьютера)»

Вот так автор убеждает, что наиболее яркие  «прорывные идеи» можно сформулировать благодаря вниманию к «микро-неудобствам», «моментам  напряжения», которые стали  столь привычными, что мы почти перестали их замечать. И совершенно напрасно, ведь именно здесь может находится настоящий клондайк для новых бизнес-идей и открытий. То, что самое время  «увидеть по-новому» и «поломать» в порыве «творческого разрушения».

«То, что не поломано, в починке не нуждается» , - это враг прорывного решения. Намного эффективнее поискать рынок, который не обязательно будет проблемным, но на который никто не обращает внимания. Другими словами, подумайте, что в вашей отрасли игнорируется, постарайтесь заметить незаметное и тогда принимайтесь за то, что еще не поломано. И начинайте методически ломать…»

«Покупая носки, мы ожидаем, что они будут продаваться парами и сочетаться. О таких вещах мы даже не задумываемся, потому что «так было всегда»

«А что если бы носки продавались по три штуки, да еще и не сочетались? Ответ: Little Miss Matched»

В общем, друзья, охотимся на невидимые  «стереотипы», подвергаем их сомнению,  «переворачиваем», «встряхиваем существующий порядок и будет нам бизнес-счастье : )


2.     Не менее важными словами в книге являются «проникновение в суть»,  «выгода», «пробел», «парадоксальные формулировки». И как бы так сказать покороче и обо всем сразу, не исказив авторскую задумку?  Пожалуй, попробую, как-нибудь конспективненько …

«Для настоящего проникновения в суть (а я вас этому обязательно научу) необходимо погрузится в мир ваших клиентов и постараться взглянуть на ситуацию их глазами. Нужно наблюдать, а не убеждать»

«… очень важно погрузиться в мир потребителей, постараться взглянуть на мир с их позиции…»

«... очень важно понимать и участников рынка, и среду, для которой вы готовите провокацию…»

«Помните: гипотезы – основа наблюдений. Наблюдения – основа проникновения в суть. Проникновение в суть – основа рыночной возможности. Рыночная возможность – основа идеи»

«Проникновение в суть должно производить впечатление. Парадоксальные формулировки (с использование «но» и «тогда как») помогут привлечь внимание к пробелам, которые вы обнаружили»

«Вывод должен подтверждать, что гипотеза может принести людям выгоду»

«Хочу вас предостеречь: не пытайтесь выбрать наиболее практичные идеи – ищите самые прорывные»

Думаю, что вы уже догадались, что за всеми этими цитатами скрывается определенный disrupt-алгоритм. Какой именно? Это в  книге.

3.     Привыкли к тому, что исследования – это долго, нудно и много-много цифр?  Отвыкайте. Настало время экспресс-живых-исследований с быстрым погружением в тему, среду и общение с будущим пользователем.

4.     Хороша идея  «смешивания компонентов», а также то, что «смешивание» может быть многогранным и  разносторонним. Продукт, сервис и информация могут быть единым целым, а не набором отдельностей. Одно решение может быть  выгодно сразу  всем – и партнерам, и покупателям, и пользователям.

5.     И вновь, полезное о  прототипировании:

 -  прототипирование – это  процесс общения, своего рода диалог

«…ценность прототипов не столько в самих моделях, сколько в тех действиях (разговорах, спорах, сотрудничистве), которые они порождают…»

«…людям легче выразить свои желания, реагируя на прототип…»

«Прототипы создают «общее пространство», где происходит процесс обмена информацией между двумя сторонами»

- важно помнить, что прототипирование – это процесс внесения изменений, поэтому первые прототипы должны буквально  провоцировать на улучшения

«Именно прототипы с низкой точностью воспроизведения вызывают желание поучаствовать в их доработке»

«…чем лучше материал прототипа, внешний вид и ощущение, тем меньше он вызывает желания подумать, как его можно доработать»

- говоря «прототип» мы всегда помним, что на самом деле это «прототипы» и идея должна быть представлена в нескольких вариантах, ведь прототипирование – это исследование

- автор предлагает свой 3х этапный «рецепт прототипирования» : раскадровка + модель + фото и видео

6.     Очень правильный призыв при создании новизны уделять  внимание  конкретным, узким  группам пользователей как на ранних стадиях разработки продукта (например, при проектировании пульта имеет смысл обратиться к опыту слепых), так и при выводе его на рынок (сначала нужно завоевать узкий  круг «трендсеттеров» – наиболее смелых «экстремальных клиентов», которые могут в перспективе стать примером для более широкой группы потребителей).

«Только массовые рынки огромны, а прорывные решения никогда не оказываются сразу на массовом рынке»

7.     Мудро звучал  совет по маскировке оригинальности во время презентации  и  «продажи» идеи инвесторам. Да, у неожиданных идей мало конкурентов, а у революционных их вообще нет.  Но важно помнить закон – стереотипы сильны и все по-настоящему новое сначала  вызывает сопротивление. А наличие конкуренции для людей, думающих про деньги – это «положительный сигнал», успокаивающая информация о том что «вопросом интересуются и другие». Как это ни забавно звучит, но…

«Нет лучшего способа похоронить прорывную презентацию, чем заявить, что вы единственные на Эвересте и никому за вами не угнаться»

8.     Ну и, конечно, нельзя обойти внимание «высокое». Точнее, «высокие мотивы» или «этос» - суть «послания миру». Ведь у того, что вы делаете есть более высокие цели, важный смысл. Во всяком случае, очень хочется в это верить.

Ну а вообще, друзья, помните, плиз – все, что здесь написано не более чем ИМХО, поэтому читайте книжку сами, делайте собственные выводы и дерзайте – крутите, вертите, ведите себя перпендикулярно устоям и переворачивайте эту жизнь : )

«Революция в самом разгаре. Вокруг нас полно всего, что можно увидеть по-новому, так что сейчас самое время подумать, как построить (или перестроить) и бизнес, и общество, и собственную жизнь, привнеся в них новые ценности.

Радуйтесь новым возможностям!»



В тексте использованы цитаты из книги «Переворот. Проверенная методика захвата рынка» Люка Уильямса