8 ноября 2010 г.

Экспресс-ревизия личных ресурсов. Что у меня на самом деле есть?

Часто мне приходится работать с людьми, которые говорят: «Я в тупике и не вижу никакого выхода». На что я им отвечаю: «Рискну предположить, что вы не в тупике, а в шорах, которые сужают ваш кругозор и мешают видеть. Давайте попробуем их снять или как минимум раздвинуть, расширив обзор. И посмотрим, как измениться ваша картина мира»

Как я это делаю? Применяю свою авторскую разработку «экспресс-ревизии личного ресурса».

Впервые я представила этот метод 23 сентября 2010 года в Центральном доме предпринимателя на встрече Дискуссионного клуба сообщества менеджеров, посвященной вопросам «личной эффективности».

Техника имеет серьезную психологическую платформу, а также в ней используются элементы «психологического театра».

Для каких ситуаций она полезна?

Чаще всего вопрос оценки имеющегося ресурса возникает когда человек оказывается перед необходимостью поиска работы, в ситуации подготовки к предпринимательской деятельности, в случае смены места жительства, профессии, образа жизни, а также в иные поворотные моменты . А еще он является одним из базовых в искусстве «личной эффективности» - не получив на него ответ двигаться в путешествие по достижению «личных целей» не имеет смысла. Да и сама постановка личных целей затруднена. Как можно узнать, что хочешь в будущем, если толком не знаешь себя и свои возможности в настоящем?


Основные тезисы, на которых построен данный метод можно  сформулировать следующим образом:

  1. В обобщенном своем значении ресурс трактуется как запас, источник или средство, а также возможность, которые можно израсходовать при необходимости. Личный ресурс – есть  открытая система. Но очень часто люди забывают об этом, и начинают «вырезать» себя из окружающего пространства, лишая себя существенной части своего ресурса.  Ресурс становиться «урезанным» (или не полным)
  1. Человек так устроен, что не может знать о себе все. Часть знаний о себе актуализировано или осознанно, часть находиться в так называемой «пограничной» зоне, и может быть осознана, есть также зона неосознаваемого – территория  недоступных или «отрезанных» знаний о себе.
  1. Человек не может быть объективным и безоценочным. Он всегда субъективен и мыслит оценочными категориями (нравиться/ не нравиться, хорошо/плохо, слабо/сильно, мало/много, нужно/ не нужно, главное/второстепенное, актуальное/не актуальное и т.д. и т.п.) Текущая точка зрения и текущее представление о себе (привычная роль) оказывают влияние на восприятие окружающего мира и собственного ресурса. Текущая  (или привычная) роль заставляет видеть только то, что необходимо для ее исполнения, а остальное отрицает как несущественное и даже не существующее.
  1. Жизнь – театр, и люди в нем актеры, и каждый не одну играет роль. Роли с одной стороны помогают, а с другой – ограничивают и обязывают человека им соответствовать. Бывает так, что какая-то из ролей становиться преобладающей, начинает занимать слишком много места, и в какой-то момент человек начинает думать,  что его «Я» и есть эта самая «Роль» - то есть ограничивает свое представление о себе самом рамками какой-то одной роли.
  1. Путаница в понятиях «Я» и «моя Роль» влечет за собой урезание «совокупного ресурса» до «ресурса роли».  Однако совокупный ресурс больше, чем ресурс,  привязанный к конкретной роли или задаче, для решения которой производится ревизия ресурса.
Основная суть метода:

Для того, чтобы произвести по возможности полную оценку своего личного ресурса необходимо сделать как минимум три вещи:

1)      Учесть то, что ресурс – это открытая система «выйти за пределы себя» и посмотреть на свой ресурс «широко» - сместить фокус с микросреды на макросреду, исследовать окружающее пространство, понять, что «личный ресурс» - это не только то, что есть «внутри вас», а также «у вас» в качестве физической, материальной  или какой-то иной собственности, но также то, что есть в окружающей вас среде (возможности, стимулы, социальные связи с другими людьми, положение, авторитет, статус среди них   и многое другое).

2)      Выйти за пределы стереотипа представлений о себе, то есть за пределы привычной роли.  Увы, но освободиться от всех ролей в одночасье  вряд ли  возможно, однако через последовательную смену разных ролей  и решение широкого спектра задач можно воссоздать картину свого совокупного ресурса.

3)      Рассмотреть элементы своего совокупного ресурса с разных точек зрения и в разных комбинациях, так как ресурс обладает вариативностью и может быть использован по-разному. А также увидеть свой ресурс во времени и пространстве -  посмотреть динамику составных элементов ресурса и сравнить субъективную и рыночную стоимости своего ресурса

Для того чтобы решить  эти задачи необходимо последовательно пройти три этапа работы с личным  ресурсом: смещения фокуса, сборки пазла (или создания единого поля ресурса) и калейдоскопа.

1)      На этапе смещения фокуса (расширения) осуществляется описание элементов ресурса по схеме: Я / Я + / Я и Мир


2)      На этапе сборки пазла используется ролевая joker-игра с очень простым реквизитом, который можно изготовить своими руками за 10-15 минут. В процессе этой игры осуществляется «примерка разных  неожиданных ролей», в процессе которой человек исследует свои возможности и по крупицам собирает  информацию о своем совокупном ресурсе.

Смотреть демо-слайд: "Реквизит joker-игры"

Смотреть дело-слайд: "Изучение совокупного ресурса через смену ролей"

Смотреть демо-слайд: Расширение, увличение объема осознововаемого ресурса

3)      А на этапе калейдоскопа применяются инструменты из бизнес-арсенала, такие как: SWOT-анализ, SNW-анализ, матрица БКГ, PEST-анализ, инструменты финансового анализа и многие другие. Здесь происходит качественная оценка всех описанных элементов ресурса и их комбинирование – объединение в разных новых вариациях.  

Смотреть демо-слайд: Этап структурирования и исследования ресурса

Смотреть демо-слайд: Этап калейдоскопа (работа с матрицами)

Результат:

  • Полноценное представление о своем совокупном ресурсе.  
  • Выход за пределы стереотипа представлений о себе.  Опыт управления фокусом своего внимания (установками) и своими ролями
  • Изменение образа себя, а также взгляда на окружающий мир и имеющиеся в нем возможности

Краткое видео моего выступления: