16 февраля 2014 г.

Biblio-new - история не про книги, а про людей


Согласитесь, красиво звучит: библиотека как общественное пространство,  центр коммуникаций  и  социальной активности горожан. Очень в тренде.

Однако, что такое районная библиотека глазами людей?

В первую очередь штампы, стереотипы, часто  - негативный прошлый опыт и  слова типа «бабушки», «пыль», «бюрократия». Непривлекательные помещения, отталкивающие и наводящие скуку процедуры, не та среда, непонятные, не «свои» люди… 

Да, и еще мы не понимаем – зачем нам библиотека и думаем, что не сможем обнаружить там то, что нам нужно, полезно и по-настоящему интересно. В общем, библиотека – это прошлое. Во всяком случае в том виде, в котором мы привыкли ее представлять .



При этом, мы продолжаем пользоваться книгами. В том числе бумажными. И часто испытываем проблемы, связанные с их хранением, особенно если часто переезжаем или не имеем свободных площадей. Но все равно не идем в библиотеку. Как книгохранилище она не имеет смысла.  Да и существующие услуги таковы, что пользоваться ими попросту не удобно. Получается – библиотеки место   для книг и  библиотекарей, но не для людей…

И через пару часов тщетных  попыток реанимировать  типично-районного библио-клиента, в аудитории  Британской Высшей Школы Дизайна наконец  прозвучало: «Хотим закрыть библиотеки!» Ок. Закрывайте. Отличное решение. Никогда не бойтесь своих желаний и смелых идей.




И как-то сразу после «закрытия» открылось «второе дыхание» и появилось несколько любопытных концептов - живые истории не про книги, а про людей. Про их реальные нужды, потребности, ожидания. И это не удивительно, ведь  основой исследовательского и творческого процесса являлась антропоцентрическая методика «design thinking». Точнее, ее облегченная, быстрая версия.



Ну и как закономерное следствие - ребрендинг, ренейминг, принципиально новое зонирование пространства и человеко-ориентированный набор услуг и сервисов.

Так, всего за несколько часов работы у  нас получился целый спектр  разнообразных библио-концептов: wellness-biblio,  библио-шоурум, подростковый библ-отель, библиотека как карьерный центр  и место практической  профориентации,  «мобильная информация» или сервис доставки книг,  «@biblio» -   или важная информация, которая сама найдет вас , а также гибридные модели предполагающие не столько потребление готового контента, сколько   создание нового, плюс open air-активность.

Итак, наш ответ на вопрос: “Как привлечь людей в библиотеки?” Закрыть их как место для книг. И вновь  открыть  - как место для людей.

P.S: Да, кстати, это был «практикум-зачет» по программе «Социальные Инновации». Надеюсь, что в ближайшие пару недель мы сделаем открытую презентацию полученных результатов. Welcome всем, кому интересно.  Информация о месте и времени – позже.