Согласитесь, красиво звучит: библиотека
как общественное пространство, центр
коммуникаций и социальной активности горожан. Очень в
тренде.
Однако, что такое районная библиотека
глазами людей?
В первую очередь штампы, стереотипы, часто - негативный прошлый опыт и слова типа «бабушки», «пыль», «бюрократия».
Непривлекательные помещения, отталкивающие и наводящие скуку процедуры, не та
среда, непонятные, не «свои» люди…
Да, и еще мы не понимаем – зачем нам
библиотека и думаем, что не сможем обнаружить там то, что нам нужно, полезно и по-настоящему интересно. В общем, библиотека – это прошлое. Во всяком
случае в том виде, в котором мы привыкли ее представлять .
При этом, мы продолжаем пользоваться
книгами. В том числе бумажными. И часто испытываем проблемы, связанные с их
хранением, особенно если часто переезжаем или не имеем свободных площадей. Но
все равно не идем в библиотеку. Как книгохранилище она не имеет смысла. Да и существующие услуги таковы, что
пользоваться ими попросту не удобно. Получается – библиотеки место для книг и
библиотекарей, но не для людей…
И через пару часов тщетных попыток реанимировать типично-районного библио-клиента, в аудитории Британской Высшей Школы Дизайна наконец прозвучало: «Хотим закрыть библиотеки!» Ок. Закрывайте.
Отличное решение. Никогда не бойтесь своих желаний и смелых идей.
И как-то сразу после «закрытия» открылось
«второе дыхание» и появилось несколько любопытных концептов - живые истории не
про книги, а про людей. Про их реальные нужды, потребности, ожидания. И это не
удивительно, ведь основой
исследовательского и творческого процесса являлась антропоцентрическая методика
«design thinking». Точнее, ее облегченная, быстрая версия.
Ну и как закономерное следствие -
ребрендинг, ренейминг, принципиально новое зонирование пространства и
человеко-ориентированный набор услуг и сервисов.
Так, всего за несколько часов работы
у нас получился целый спектр разнообразных библио-концептов:
wellness-biblio, библио-шоурум,
подростковый библ-отель, библиотека как карьерный центр и место практической профориентации, «мобильная информация» или сервис доставки
книг, «@biblio» - или важная информация, которая сама найдет
вас , а также гибридные модели предполагающие не столько потребление готового
контента, сколько создание нового, плюс open air-активность.
Итак, наш ответ на вопрос: “Как привлечь
людей в библиотеки?” Закрыть их как место для книг. И вновь открыть
- как место для людей.
P.S: Да, кстати, это был «практикум-зачет»
по программе «Социальные Инновации». Надеюсь, что в ближайшие пару недель мы
сделаем открытую презентацию полученных результатов. Welcome всем, кому интересно. Информация о месте и времени – позже.