18 августа 2012 г.

Дизайн-мышление в бизнесе – важное в книге


Обожаю брать с собой на отдых вкусные книжки, которые хочется почитать не торопясь, с чувством, толком и аппетитом.  Поэтому в этот раз компанию в отпуске мне составила новая книга Тима Брауна «Дизайн-мышление в бизнесе: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей» 

Что я для себя в ней нашла? Девять полезных в работе и практике мыслей, которыми хочется поделится, проиллюстрировав  их цитатами из книги:

1.     О принятии ограничений

Инновации (особенно  в  бизнесе)  – это не абсолютная свобода творчества, а баланс между необходимостью соблюдать ограничения и умением выходить за рамки. Ограничения  появляются и принимаются в расчет уже на самой первой стадии проектирования новых продуктов и услуг.

«Ограничения лучше всего визуализировать как три пересекающихся критерия успешных идей: осуществимость (что возможно с функциональной точки зрения в обозримом будущем), рентабельность (что скорее всего, может стать частью устойчивой бизнес-модели) и желаемость (что нужно людям и для людей)»

Ну а в более широком контексте, многие авторы отмечают начало «эпохи ограничений» (неумолимом угасании  массового производства и бездумного потребления). В  общем, «осознанное принятие ограничений» - это очевидная бизнес-реальность.


2.     О необходимости правильно ставить вопросы

Во многом успешность дизайн-исследований зависит от качества вопросов. На «хороший» и удачно сформулированный вопрос с высокой степенью  вероятности можно найти столь же удачный ответ.

3.     Инновации – это не только про бизнес. Инновации могут не приносить миллионы, но успешно решать проблемы миллионов. 

В инновациях нуждается не только бизнес, но социальная сфера, а также иные «не коммерческие» сектора. Так что если вы понимаете, что бизнес- это не ваше, то вполне можете проявить свою креативность и созидательность в какой-то иной сфере жизни.

4.     Инновация – это не только «изменение мира» и обучение людей какому-либо новому способу жить и действовать. Наблюдение  поможет вам «вписать» новую услугу или продукт в уже существующее, привычное поведение людей.

5.     «Дизайн-мышление» - это командная технология. Однако, очень важно понимать разницу между многодисциплинарными командами (сборными, состоящими из людей из разных сфер деятельности)  и по-настоящему  междисцилинарными.

Ключевое отличие «междисциплининарных» - это «Т-образные люди» - обладающие знаниями в разных областях (инженеры с опытом работы в маркетинге, архитекторы, изучавшие психологию, художники с образованием в области бизнеса),  то есть люди,  имеющие образование и опыт в разных областях и  способные мыслить «за пределами одной дисциплины».

6.     Клиенту важен  не столько продукт, сколько «впечатления от его использования».  Поэтому можно говорить о такой тенденции как «размывание границ между продуктами и услугами».

«Эволюция от дизайна к дизайн-мышлению – это эволюция от создания продуктов к анализу отношений между людьми  и продуктами и отношений между людьми и людьми»

Суть такого «антропоцентричного дизайна» - выявление «потребности» (проблемы, причины неудовлетворенности потребителя) и проектирование ответа на нее. При этом важно понимать, что «антропоцентрический дизайн» –  не про то, как создать хорошую и красивую вещь, а про то, как создать «хороший опыт взаимодействия человека с вещью». Поэтому диалог создателя с клиентом, начинается на ранней стадии разработки продукта и дополняется «прототипированием» - воплощением идеи на ранней стадии, пока она еще «сырая», исследованием и развитием ее   через быструю материализацию.

7.     Полезное по прототипированию

Зачем прототипировать? И как это работает?

«Чем быстрее вы сделаете идею осязаемой, тем быстрее вы сможете оценить ее, усовершенствовать и прийти к окончательному решению».

«Цель прототипирования – не создание рабочей модели. Цель – придание формы идее, изучение ее сильных и слабых сторон, определение новых направлений для следующего поколения более детализированных прототипов. Цель первых прототипов – понимание того, есть ли у идеи функциональная ценность»

Иными словами прототипирование позволяет изучить и опробовать на практике  идею, увидеть как человек взаимодействует с вещью и получить «отзыв» от вашего потенциального клиента, скорректировать рабочую версию и протестировать вновь.

Как прототипировать?

«Первые прототипы должны быть быстрыми в построении, грубыми и дешевыми».

«Прототипирование следует начинать на ранних стадиях проекта, причем прототипы должны быть многочисленны, просты и быстры в изготовлении и довольно страшны. Каждый из прототипов необходим для развития идеи до состояния «достаточности», чтобы команда могла получить новую информацию и двигаться дальше»

«Прототипам следует уделять столько времени, сил и денег, сколько необходимо для получения полезной информации и развития идеи».

Иными словами прототипировать важно начать как можно быстрее. Идеально – в течении часа с момента появления первой идеи. Такой подход позволяет изучить и усовершенствовать идею с минимальными расходами, а также создает условия для возникновения новых идей.

8.     Прототипировать «неосязаемое» (например, услуги) можно через воссоздание «путешествия клиента» - стадий, через которые клиент проходит от  начала получения услуги и до конца. Storytelling , создание сценариев  это отличный способ визуализировать идею во времени.

9.     Поиск решения казалось бы нерешаемых задач группой принявших дизайн-вызов авантюристов – это уже само по себе интересно и является поводом для  публичной истории. В общем, процесс «дизайн-мышления» + реалити-шоу – это тема и отличный способ выводить на рынок продукты и услуги, а также выстраивать взаимоотношения с клиентами уже в процессе их созидания:)

Вот как-то так…

Спасибо за ваше внимание,  до встречи на новых проектах и удачного вам прочтения книги – в ней отличные бизнес-примеры. Лично мне больше всего понравились два: кейс о ценности наблюдения за привычками людей  от Bank of America  и кейс  о переживании “исключительного клиентского опыта” от  Four Seasons Hotels.

P.S.: Если вы еще не читали «Построение бизнес-моделей» от Александра Остервальда и Ива Пинье, то рекомендую осилить сразу две книги подряд. Это поможет вам лучше понять суть прототипирования бизнес-моделей

В тексте использованы цитаты из книги Тима Брауна “Дизайн-мышление в бизнесе: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей”