Обожаю
брать с собой на отдых вкусные книжки, которые хочется почитать не торопясь, с
чувством, толком и аппетитом. Поэтому в
этот раз компанию в отпуске мне составила новая книга Тима Брауна
«Дизайн-мышление в бизнесе: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей»
Что
я для себя в ней нашла? Девять полезных в работе и практике мыслей, которыми
хочется поделится, проиллюстрировав их
цитатами из книги:
1.
О принятии ограничений
Инновации
(особенно в бизнесе)
– это не абсолютная свобода творчества, а баланс между необходимостью
соблюдать ограничения и умением выходить за рамки. Ограничения появляются и принимаются в расчет уже на
самой первой стадии проектирования новых продуктов и услуг.
«Ограничения лучше всего визуализировать как
три пересекающихся критерия успешных идей: осуществимость (что возможно с функциональной
точки зрения в обозримом будущем), рентабельность (что скорее всего, может
стать частью устойчивой бизнес-модели) и желаемость (что нужно людям и для
людей)»
Ну а
в более широком контексте, многие авторы отмечают начало «эпохи ограничений» (неумолимом
угасании массового производства и
бездумного потребления). В общем,
«осознанное принятие ограничений» - это очевидная бизнес-реальность.
2.
О необходимости правильно ставить вопросы
Во
многом успешность дизайн-исследований зависит от качества вопросов. На
«хороший» и удачно сформулированный вопрос с высокой степенью вероятности можно найти столь же удачный
ответ.
3.
Инновации – это не только про бизнес. Инновации
могут не приносить миллионы, но успешно решать проблемы миллионов.
В
инновациях нуждается не только бизнес, но социальная сфера, а также иные «не
коммерческие» сектора. Так что если вы понимаете, что бизнес- это не ваше, то
вполне можете проявить свою креативность и созидательность в какой-то иной
сфере жизни.
4.
Инновация – это не только «изменение мира» и
обучение людей какому-либо новому способу жить и действовать. Наблюдение поможет вам «вписать» новую услугу или продукт
в уже существующее, привычное поведение людей.
5.
«Дизайн-мышление» - это командная технология.
Однако, очень важно понимать разницу между многодисциплинарными командами
(сборными, состоящими из людей из разных сфер деятельности) и по-настоящему междисцилинарными.
Ключевое
отличие «междисциплининарных» - это «Т-образные люди» - обладающие знаниями в
разных областях (инженеры с опытом работы в маркетинге, архитекторы, изучавшие
психологию, художники с образованием в области бизнеса), то есть люди,
имеющие образование и опыт в разных областях и способные мыслить «за пределами одной
дисциплины».
6.
Клиенту важен
не столько продукт, сколько «впечатления от его использования». Поэтому можно говорить о такой тенденции как
«размывание границ между продуктами и услугами».
«Эволюция от дизайна к дизайн-мышлению – это
эволюция от создания продуктов к анализу отношений между людьми и продуктами и отношений между людьми и
людьми»
Суть
такого «антропоцентричного дизайна» - выявление «потребности» (проблемы,
причины неудовлетворенности потребителя) и проектирование ответа на нее. При
этом важно понимать, что «антропоцентрический дизайн» – не про то, как создать хорошую и красивую
вещь, а про то, как создать «хороший опыт взаимодействия человека с вещью». Поэтому
диалог создателя с клиентом, начинается на ранней стадии разработки продукта и
дополняется «прототипированием» - воплощением идеи на ранней стадии, пока она
еще «сырая», исследованием и развитием ее
через быструю материализацию.
7.
Полезное по прототипированию
Зачем
прототипировать? И как это работает?
«Чем быстрее вы сделаете идею осязаемой, тем
быстрее вы сможете оценить ее, усовершенствовать и прийти к окончательному
решению».
«Цель прототипирования – не создание рабочей
модели. Цель – придание формы идее, изучение ее сильных и слабых сторон,
определение новых направлений для следующего поколения более детализированных
прототипов. Цель первых прототипов – понимание того, есть ли у идеи
функциональная ценность»
Иными
словами прототипирование позволяет изучить и опробовать на практике идею, увидеть как человек взаимодействует с
вещью и получить «отзыв» от вашего потенциального клиента, скорректировать
рабочую версию и протестировать вновь.
Как
прототипировать?
«Первые прототипы должны быть быстрыми в
построении, грубыми и дешевыми».
«Прототипирование следует начинать на ранних
стадиях проекта, причем прототипы должны быть многочисленны, просты и быстры в
изготовлении и довольно страшны. Каждый из прототипов необходим для развития
идеи до состояния «достаточности», чтобы команда могла получить новую
информацию и двигаться дальше»
«Прототипам следует уделять столько времени,
сил и денег, сколько необходимо для получения полезной информации и развития
идеи».
Иными
словами прототипировать важно начать как можно быстрее. Идеально – в течении
часа с момента появления первой идеи. Такой подход позволяет изучить и
усовершенствовать идею с минимальными расходами, а также создает условия для
возникновения новых идей.
8.
Прототипировать «неосязаемое» (например, услуги)
можно через воссоздание «путешествия клиента» - стадий, через которые клиент
проходит от начала получения услуги и до
конца. Storytelling , создание
сценариев – это отличный способ
визуализировать идею во времени.
9.
Поиск решения казалось бы нерешаемых задач
группой принявших дизайн-вызов авантюристов – это уже само по себе интересно и
является поводом для публичной истории.
В общем, процесс «дизайн-мышления» + реалити-шоу – это тема и отличный способ
выводить на рынок продукты и услуги, а также выстраивать взаимоотношения с
клиентами уже в процессе их созидания:)
Вот
как-то так…
Спасибо
за ваше внимание, до встречи на новых
проектах и удачного вам прочтения книги – в ней отличные бизнес-примеры. Лично
мне больше всего понравились два: кейс о ценности наблюдения за привычками
людей от Bank of America и кейс
о переживании “исключительного клиентского опыта” от Four Seasons Hotels.
P.S.: Если вы еще не читали «Построение бизнес-моделей»
от Александра Остервальда и Ива Пинье, то рекомендую осилить сразу две книги
подряд. Это поможет вам лучше понять суть прототипирования бизнес-моделей
В тексте использованы цитаты из книги Тима Брауна “Дизайн-мышление в
бизнесе: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей”