30 января 2011 г.

Ревизия связей. Часть 1

Некоторое время назад я написала заметку на тему «Ревизия личного ресурса», в которой представила авторскую методику проведения экспресс-оценки, презентация которой состоялась  в сентябре 2010 года на встрече Дискуссионного клуба e-xecutive.   А сегодня  в продолжении этой темы хочу поговорить об одном  из составных элементов «личного ресурса» -  системе социальных связей и отношений, в которую включен человек.

Напомню, что в обобщенном своем значении ресурс трактуется как запас, источник, средство или возможность, которые можно израсходовать при необходимости.  Он одновременно дает возможности и ограничивает, обладает свойством вариативности (то есть один и тот же ресурс может быть использован по-разному, потому рассматривать его имеет смысл с разных сторон и точек зрения). А еще он изменятся во времени, поэтому важно отслеживать его в динамику и с определенной частотой производить переоценку. При этом  «личный ресурс» каждого человека  имеет составную природу:


Безусловно, на слайде представлен минимальный  - базовый перечень элементов. Индивидуальная структура ресурса конкретного человека может быть гораздо богаче и сложнее.

При этом одной из важнейших возможностей личности является «социальная активность»,  внутри которой можно выделить такие микроэлементы как «связи», «репутация», «поддержка ближнего круга» и «партнерство» (или доверие со стороны партнеров).  


При этом одной из наиболее распространенных ошибок при оценке совокупного личного ресурса является тенденция «вырезать» себя из окружающего пространства, тем самым оставляя за кадром существенную его часть.  И для того, чтобы нейтрализовать этот эффект, я предлагаю осуществлять отдельную «ревизию связей», о которой сегодня пойдет речь. Ее основной целью является оценка текущего состояния «личной базы контактов», анализ ее структуры, принципов формирования,  поддержания и использования.

В каких случаях это необходимо?  Чаще всего в ситуации, когда человек оказывается перед необходимостью решить какую-то конкретную задачу (часто выходящую за пределы повседневных), осознает потребность выхода на новый для себя уровень (находящийся за пределами  своего привычного круга) или имеет потребность оценить текущее состояние своих связей для того, чтобы навести порядок и сократить объемы хаотичной и непродуктивной активности.

Безусловно, цели проведения ревизии деловых связей имеют первостепенное значение, так как именно они определяют то, какие параметры будут использованы для создания системы оценки.  Поэтому  подготовительный блок состоит из тех базовых шагов:

·         №1- сформулировать  цель (Для чего?)

·         №2 - создать свою систему оценки (определить параметры) (Каким образом?)

·         №3 - определить источники информации (Что использовать?)

Отдельно стоит отметить, что  зачастую этап  определения источников информации проводится не достаточно тщательно, из-за чего достаточно большой объем связей выпадает,  и в дальнейшем работу приходиться переделывать заново.  Поэтому чем более творчески и широко вы подойдете к отбору «источников», тем более полноценным  и качественным окажется  результат проведенной   ревизии.

Что касается определения параметров оценки, то они целиком и полностью зависят от сформулированных «целей», потому будут различаться от случая к случаю. Но в качестве примера, можно привести усреднено-типовые, подходящие практически для любого случая. В их числе: «структура связей», «их количество», «качество», «потенциал», «способы формирования» и «риски, связанные со связями».


Структура связей каждого человека индивидуальна и может быть сколь угодно разнообразна или напротив бедна. Но о практически все люди имеют три типа базовых контактов: «деловые», «личные» и «светские», внутри которых можно выделить более мелкие  подгруппы. В самом простом примере «личные»  можно разбить на такие структурные элементы как «родственники»  (ближние и дальние), «друзья» и «друзья друзей»;  «деловые»  на «коллеги», «партнеры», «клиенты», «представители СМИ», а среди светских обозначить «сервисно-бытовые»  и «связанные с досугом». При этом если выделить количество контактов каждого типа в процентах, то можно определить  насколько  развит тот или иной блок и  какого вида связи являются преобладающими.  


Безусловно, определение структуры связей является не более чем первичным этапом ревизии. Далее следует достаточно кропотливая работа по оценке качества контактов.  

Итак, какими же бывают связи?  Физическими и виртуальными, долгосрочными и краткосрочными, актуальными, прошлыми и потенциальными (возможными), прямыми и опосредованными (друзья друзей), односторонними  и симметричными,  с «обременением» (в которых кто-то кому-то что-то «должен»)  и «без обременений», имеющие потенциал и не имеющие его, а также такие,  в которых вы имеете статус «на равных», «над» или «под». Безусловно, список качественных характеристик можно продолжать, но для примера его можно считать достаточным.


Для наглядности качественные характеристики связей удобно представлять в виде таблиц. Например, таких:


Тот, кто не полениться осуществить всю эту кропотливую, но полезную работу по  визуализации результатов качественной оценки, получит достаточно интересную картинку текущего  состояния своей «личной базы контактов» и не исключено, что сделает целый ряд открытий. Во всяком случае, такое случается  достаточно часто.

Рассуждая о человеческих взаимоотношениях отдельным пунктом стоит сказать об их иерархии.  Где вы находитесь и кем являетесь во взаимодействии с другими людьми можно определить с помощью простого разбиения связей по принципу «равные», «над» и «под». При желании картину можно дополнить разбивкой по принципу «симметричные» и «не симметричные связи» (в которых инициатива или право обращения принадлежит одной из сторон), а также разведением «связи с обременением» (с историей и  обязательствами)  и  «без обременений».


Стоит отметить, что в процессе проведения ревизии связей, можно  обнаружить некоторые особенности собственного поведения (или роли), которые носят условные названия:

·         донор – тот, кто больше и чаще «дает» окружающим людям
·         потребитель – имеющий привычку «брать»
·         посредник  - осуществляющий связь  между сторонами, нуждающимися друг в друге (с выгодой или без выгоды для себя)
·         коллекционер – набирающий объем первичных (и часто разовых) связей, но не использующий и не развивающий их

Хотя гораздо чаще встречаются случаи, когда в разного вида связях (личных, деловых и светских) один и тот же человек выступает  в различных ролях – в одних больше дает, в других – берет, в третьих выполняет посредническую функцию или просто коллекционирует контакты.


Завершая разговор о структурных и качественных характеристиках личной базы контактов, напомню, что связи – это социальный ресурс, который  может находиться в различном состоянии:

·         активно использоваться на полную мощность сегодня и сейчас;
·         быть недооцененным или  пребывать в латентном (скрытом и неактивном) состоянии;
·         относиться к будущему времени, являться перспективным и ждать своего часа


Кроме этого в составе базы связей имеет смысл выделять три блока:

·         зону использования
·         зону развития  
·         зону поддержания

Подобная градация производится с учетом наличных целей, ради которых осуществляется ревизия связей, и позволяет на ее основе сформировать комплексную систему управления деловой активностью.


Продолжение следует…